Передвижение на велосипеде в дождливую погоду

Мы начали интересное информационное сотрудничество с человеком, который передвигается на велосипеде по Петербургу @piter_cyclist. 
Будем вести здесь его авторскую колонку, в которой он рассказывает о тонкостях передвижения на велосипеде в России.

Сегодня он рассказал нам об особенностях передвижения на велосипеде в дождливую погоду. Конечно, это касается не только Петербурга, но и любого другого города, в котором есть велосипеды и дожди.

9129_1000.jpg

При езде под дождем на велосипеде нужно учитывать следующие факторы:

1. дорожное покрытие
2. использующиеся покрышки на велосипеде
3. тормозной путь
4. видимость
5. заметность велосипедиста


К этим 5 пунктам можно было бы добавить так же и техническое состояние велосипеда, защищенность велосипедиста, но это всё можно рассмотреть и в связке с 3 и 5 пунктами. 

Рассмотрим пункт 1," дорожное покрытие ".

В нашем городе часто встречаются следующие покрытия: 
а) Асфальт 
б) Гранит 
в) Брусчатка

г) Грунт

а) Асфальт. 

  В сухую погоду по асфальту передвигаться довольно легко. Хочешь высокое сцепление, но не слишком высокую скорость, качай колеса средне. Желаешь уделить внимание скорости и накату ,качай колеса до каменного состояния. ( в моем катании я склоняюсь ко второму варианту).
  Во время дождя асфальт может стать скользким за счет водной и масляной пленки на его поверхности. Потому как бы там ни было, но если Вы используете резину без протектора, то колеса можно слегка спустить, для большего сцепления с поверхностью. 
  В мокрую погоду я остерегаюсь на асфальте нескольких вещей: дорожной разметки , луж и трамвайных рельс. 
Дорожная разметка в дождь становится скользкой и ваш велосипед может потерять управление, что приведет к печальным последствиям ( мы ведь едем по ПЧ). Лужи стоит стараться объезжать, сами знаете,какие у нас дороги коварные и под небольшой лужицей может быть яма или колдобина. Попав в такую яму велосипед может так же потерять управление. Здесь стоит быть особенно внимательным и быть готовым ко всему. Рельсы стоит объезжать по той же причине - на них можно поскользнуться просто элементарно.

9229_1000.jpg

б) Гранит.


  Наш город очень и очень любит камень. Набережные устелены гранитными плитами. От времени плиты разъехались, между ними появились зазоры, также часто можно видеть,что одна плита выше другой. Если вы решились в дождь проехать по набережной, например перед Эрмитажем, подумайте,а надо ли оно вам.
  Гранит в дождь становится крайне скользким, при объезде пешехода можно элементарно не заметить колею и потерять управление велосипедом. Прошу вас не делать резких маневров в мокрую погоду ни на асфальте, ни на граните, это может кончиться совсем нехорошо.

9490_1000.jpg

в) Брусчатка.

  Ненавижу брусчатку. Не-на-ви-жу. Скользко, трясет, часто камни выпадают и велосипед наезжает на дырку, на место, где некогда лежали камни.

9870_1000.jpg

г) Грунт.

  Грунт во время дождя превращается в месиво песка, земли, травы и воды( парк, газон и т.д.). Будьте аккуратнее на этом покрытии в дождь и особо долго там не задерживайтесь.

10187_1000.jpg

Теперь поговорим о пункте 2. 
Покрышки велосипеда.
1. Слики.
2. Полуслики.

3. Резина с протектором.

1.Слики.

  На мой взгляд, в дождь (не изморось,а в дождь средней силы и выше) слики на велосипеде не лучший выбор. Именно в дождь на поверхности асфальта собираются масла, бензины и прочее, что явно не способствует хорошему сцеплению с дорогой. Если я не прав, поправьте. На сликах в дождь не ездил, но буквально сегодня видел ,как молодой человек на сингле , оборудованном сликами, идя на скорости 15 км/ч не въехал в поворот. Он просто лег на бок и проехался боком метра 1.5. Таких ситуаций видел штуки 3-4 за все покатушки, отсюда и сложилось мнение, что слики в дождь не лучший выбор. Совсем не лучший.

10282_1000.jpg

2. Полуслики.

  Они увереннее держат дорогу,чем слики, за счет того,что имеют более выраженный рисунок. Сам езжу сейчас в дождь на Schwalbe Hurricane. Накат высокий, сопротивления практически нету, но всё равно, ездить стоит аккуратно, полуслик устойчив, имеет неплохое сцепление в дорожным покрытием. Всё здесь зависит только от мастерства велосипедиста. Такая резина в дождь держит дорогу очень неплохо,но всегда есть "но". 

10938_1000.jpg

3. Резина с протектором.

  Вот эта резина имеет хорошее сцепление с дорогой, но накат падает безбожно. Такая резина не совсем уместна в городе в условиях асфальта. Скорее, она пригодится в условиях загородной поездки. Лучшее применение этой резине - грунты и бездорожье. В городе частенько вижу велосипеды на злом протекторе, но искренне не понимаю,а зачем это нужно. Ведет себя такая резина на асфальте немного тормознуто, спасибо злому протектору, но дорогу держит уверенно.

11171_1000.jpg

Сейчас мы поговорим о видах тормозов и их поведении в дождливое время.
1. V-brake или ободные тормоза
2. Дисковые механические тормоза
3. Дисковые гидравлические тормоза

4. Барабанные тормоза.

1. V-brake или ободные тормоза.

  Сами по себе это тормоза довольно простой и понятной конструкции. Дешевые в обслуживании и ремонте. Их довольно просто настраивать, регулировать, чинить.
В дождь ведут себя плохо, точнее хуже,чем никак из-за попадания воды, грязи, масла и прочего дорожной дряни на обод. Вероятны проскальзывания. Резко затормозить не получится. 
  Колодки стираются сами, но и обод стирается так же, хоть и более устойчив к трению. 
Эти тормоза очень капризны и не терпят появления "восьмерок" на колесах. 

11581_1000.gif

2. Дисковые механические тормоза.

  Ездил и с такими тормозами. Они лучше ободных, но ощущения примерно те же самые. Они более дорогие, им трижды плевать на "восьмерки" и они не вредят ободу, поскольку зажимается не сам обод,а диск. Они тормозят более плавно. 
Вместе с тем, ко всем их достоинствам прилагаются и недостатки.
  Цена выше, вес их тоже повыше. Ремонт сложнее и настройка тоже довольно сильно отличается от настройки ободных тормозов. При каждом снятии колеса настройка сбивается, чего не случается у гидравлических тормозов. Настраивать приходится почти каждый раз после снятия колеса. В случае поломки ,ремонт в полевых условиях возможен,но затруднителен, если вы не возите с собой веломастерскую, конечно.
  Например, попадание масла или чего-то масляного на ротор приведет к чистке всего тормоза (ротор, колодки надо будет отмывать), по началу , пока ротор не "раскатан" , торможение осуществляется даже слабее,чем на ободных тормозах.
  В дождь вы можете услышать мелодичный визг этих тормозов. Ведь ротор становится мокрым, колодки тоже, в итоге имеем славный трубный звук при торможении. Даже слабом. В общем, звоночком можно и не пользоваться, ведь звук действительно громкий.

12257_1000.jpg

3. Дисковые гидравлические тормоза.

  Эти тормоза отличаются от остальных тем,что усилие на тормозные колодки передается с помощью жидкости, идущей по гидролинии,а не с помощью натяжения троса. 
Преимущества: резкость торможения, неприхотливость, один раз настроил и забыл.
  Есть и недостатки: ремонт в полевых условиях невозможен. Если вы, катаясь за городом каким-то чудом порвете/повредите гидролинию, всё, товарищ, попадос. Всю дорогу дальше вы будете вынуждены пользоваться одним тормозом.Однако, гидролинию еще надо умудриться порвать. 
  В дождь эти тормоза ведут себя увереннее и жестче, нежели дисковые механические,а уж тем более, чем ободные. Но в мороз поведение гидравлических дормозов напрямую зависит от морозостойкости жидкости в гидролиниях. Трубный звук никуда не девается, но это мелочи.

12344_1000.jpg

4. Барабанные тормоза (классический "ножной" тормоз)"

  Прошлый век, но тем не менее они всё еще встречаются. 
Есть барабанные ленточные, встречаются на некоторых олдтаймерах и трициклах. тормозят практически никак. Их плюс — надо очень постараться, чтобы найти велик с такими тормозами.
  Славные тормоза.Долговечные. Они защищены от грязи, пыли и всего остального дорожного хлама. Обязательно нужно следить за натяжением цепи и надёжной затяжкой винта, держащего коромысло тормоза. Если цепь соскочит или коромысло высвободится — вы останетесь один на один с инерцией, и хорошо, если у вас есть передний тормоз. В дождь ведут себя чуть лучше ободных тормозов.

А теперь перейдем к видимости на дороге в дождливую погоду.

  Видимость в хорошую погоду и в дождь различна. ОЧЕНЬ. Помните об этом, выезжая из дома в дождь.
Видимость в плохую погоду осложняется не только потоками воды с неба, но и следующими условиями:
1. освещенность дороги
2. время суток

3. прочие погодные условия ( например, туман)
  Расписывать эти пункты не вижу смысла, тут всё вполне понятно и интуитивно. Просто всегда старайтесь брать их в расчет и уделять им внимание, особое внимание. 

Из чего " складывается " эта заметность и как же ее добиться? 

Вариантов вижу несколько. 
1. Иметь необычный велосипед. 
  Самосбор, кастом, круизер например. Такие необычные велосипеды притягивают взгляд своим нестандартным внешним видом. Вас замечают и все в порядке. 

Например, вот такой:

12878_1000.jpg

Или такой:

13269_1000.jpg

Но этот вариант доступен не всем, потому далее рассмотрим более-менее бюджетные варианты.

2. Внешний вид. Одежда.
  Невозможно не заметить велосипедиста , одетого в твидовый пиджак, потертые винтажные кожаные перчатки и носящего на голове шляпу.

13558_1000.jpg

Пример грубоватый , но суть я отразил. Так же довольно заметной является велоформа. Яркие цвета всегда притягивают взгляды. 

13579_1000.jpg

3. Еще более экономный вариант.
  Обвешать велосипед фонариками. Просто, заметно, гораздо дешевле, чем купить круизер, собрать кастом и прочее=) 
Так же вполне бюджетный вариант получается, если вы установите на ваш байк светодиодную подсветку. Поверьте, ночью вы будете заметны, как никогда. 

14042_1000.jpg

Еще проще и дешевле будет установить светоотражающую ободную ленту на колеса и доукомплектовать все это дело светящимися колпачками на ниппеля. Красиво, ярко, броско, заметно.
Если верно сочетать детали из этих пунктов , то ваша заметность на дороге явно возрастет. Однако смею предупредить, постарайтесь без крайностей, друзья мои - сочетание винтажного пиджака, красных кросовок и спортивных шорт , это не лучшее сочетание, хоть и , несомненно, заметное=) 

Золотая середина наше все. 
От себя рекомендую следующий набор для "заметности" на дороге: велоформа ( можно просто носить яркую одежду, если не желаете форму), ободная светоотражающая лента, колпачки на ниппель + фонарик на руле и задний красный фонарик ( последние 2 фонарика должны быть априори). Сам же из всего вышеперечисленного использую только 2 фонарика спереди ( ночами добавляю третий ), велоформу красного цвета ( у красного цвета самая короткая длина волны и он быстрее доходит до зрительного анализатора и имеет наибольшее воздействие как знак " внимание!".


*** От лица it`s my!bike хотим еще раз подчеркнуть, что это авторская колонка и мы разделяем мнение автора во многом, но не по всем вопросам, например мы не станем ездить по повседневным делам в велоформе)
Но, конечно же, мы выражаем огромную благодарность @piter_cyclist за то, что поделился своими знаниями и опытом***

^ Наверх