Можно ли обойтись без веломастерских чтобы поддерживать велосипед в хорошем состоянии?

Без понимания устройства велосипеда тяжело быть прокачанным велолюбителем. Рано или поздно вам придется разобраться почему колеса стали вращаться медленней, тормоза схватывают не как прежде и что-то похрустывает в районе заднего переключателя.


В нашей статье мы рассмотрим базовые принципы самостоятельного обслуживания (в первую очередь диагностирования) велосипеда.


Прислушивайтесь к своим ощущениям: если чувствуете, что что-то работает не так, обязательно остановитесь и осмотрите велосипед. Все как с человеческим здоровьем: не запускайте — капитальный ремонт стоит дороже планового и может привести к неприятным последствиям.


Колеса

Одна из важнейших частей велосипеда — без колес вы точно никуда не уедете.


Что стоит делать с колесами:

  • Проверять давление в камерах - недокачанные или перекачанные колеса легко могут угробить и вас, и ваш велосипед. Ладно, перебарщиваем, но обода, спицы и втулку точно могут;

  • Проверять покрышки на предмет критических потертостей, посторонних предметов (стекла, гвозди и пр.);

  • Проверять колеса на предмет дефектов: восьмерка (часть обода не совпадает с плоскостью вращения), яйцо (обод перестает быть окружностью), зонт (обод устанавливается не точно посередине между перьями вилки);

  • Проверять поверхность ободов, соприкасающуюся с тормозами (если у вас вибрейки) на предмет грязи и устранять ее, иначе тормозам будет значительно сложнее выполнить свою работу.

  • Проверять крепление колес (болты и эксцентрики). Если чувствуете, что болты слишком уж часто ослабевают, используйте обычный лак для ногтей - нанесите его на поверхность болта, после этого он сильней схватит гайку.


Fusion-Bicycle-Service-002.jpg


С давлением, покрышками и поверхностью ободов все понятно: накачивать, заменять, очищать от грязи.

С дефектами колес сложнее: вам, скорей всего, потребуется некоторое количество дополнительного оборудования и знаний. Давайте начнем с диагноза - как понять, что с колесом что-то не так?

Как минимум, вы увидите странности при езде, а также если если пристально посмотрите на вращающееся колесо на стоянке. Обычно такие дефекты возникают из-за недостаточного качества комплектующих, неправильного использования велосипеда (к примеру, на городском велосипеде на больших скоростях по кочкам), а также из-за ошибок при сборке колес. С первым и последним можете смело обращаться к продавцам — это их головная боль.


Если после поездки чувствуете, что колесо как-то не так вращается, то рекомендуем ознакомится со справочными материалами (чем больше, тем лучше). И только после полной уверенности в своих силах приступать к ремонту. В первые разы рекомендуем запросить помощь более обученных друзей или съездить таки в веломастерскую: посмотреть за работой специалистов.


bicycle_servicing.jpg


Тормоза

Вторая по важности деталь после колес. Или равноценная: кому как.


seat-stays.jpg


Для корректной работы тормозов рекомендуем:

  • Вовремя менять колодки на вибрейках. О том, что они стерты, вам сообщит маркировка на самих колодках или же вы почувствуете, что тормозите огрызками;

  • Проверять тросы, которые являются “нейронами”, идущими от вашего мозга (рук) непосредственно к колодкам. Если с ними что-то не так, то сигнал не дойдет и случится беда;

  • Проверять тормозные ручки — они не должны болтаться, не должны быть расположены слишком высоко, не должны нажиматься слишком туго или прожиматься до конца — их должно быть удобно нажимать. Для их регулировки будет достаточного незначительной теории (к примеру, из ютюба) и всего пару инструментов (а скорей всего, обойдетесь стандартными шестигранниками).



Цепь

Цепь отвечает за передачу усилий от педалей к заднему колесу, ее роль сложно недооценить.


Цепь имеет свойство растягиваться со временем, это нормально. Необходимо ее периодически натягивать.

Цепь не должна провисать, но в тоже время не должна быть слишком сильно натянута.


В зависимости от условий езды цепь загрязняется с разной скоростью. Рекомендуем регулярно использовать смазку и не экономить на ней. Для различных погодных условий (повышенная влажность или запыленность) было бы замечательно использовать специальную смазку.


Даже если со смазкой вы угадали и грязь не очень сильно липнет, рекомендуем периодически промывать цепь.


mercury_chain.jpg


Если все это слишком сложно и стоимость новой цепи вас не пугает, то можно раз в месяц (квартал, год) просто покупать новую. Это не очень хорошо характеризует вас в хозяйственном плане, но почему бы и нет!


Хотя бы раз в жизни у вас возникнет вопрос: а как ее снимать? Если вам повезло, то на цепи вы найдете звено, отличающееся от других - это замочек. Отстегнув его, вы снимите и легко заново наденете цепь.

Если вам повезло меньше, то вам потребуется выжимка цепи - нехитрое приспособление, которое выбьет штырь и позволит демонтировать цепь. Выжимка также пригодится для укорачивания цепи, т.е. для удаления лишнего звена.

Переключатели и звезды

Из базовых рекомендаций — проверяйте тросики, не забывайте смазывать и чистить. Если чувствуете, что передачи переключаются нечетко, то рекомендуем снова обратиться к справочной литературе или ютубу. Пожалуй, можно отнести настройку скоростей к одному из наиболее сложных дел в плане самостоятельного обслуживания велосипеда.


670px-Make-a-Clock-from-Bicycle-Gear-Scraps-Step-8Bullet2.jpg

Педали и шатуны

Тут все немного проще, чем с предыдущим темами - проверяйте крепления, подкручивайте при необходимости и держите в чистоте. Помните, что педаль закручивается в сторону движения велосипеда, то есть левую и правую надо закручивать в разные стороны.


2013-11-bike-touring-pedals-main.jpg


Педали также могут обслуживаться на более глубоком уровне: таким подробностям мы когда-нибудь посвятим отдельную статью.


Вилка

Не рекомендуем лезть внутрь вилки - просто поддерживайте ее в чистом состоянии и держите в голове, что в какой то момент ее потребуется отвезти к специалистам.


Если вы владеете городским велосипедом с жесткой вилкой, то кроме надежности ее крепления к раме, вас ничего не должно тревожить.


Прочее

К прочим можно отнести раму, седло и прочие менее значительные детали. Проверяйте хотя бы раз месяца каждый из болтов - будь то крепление заднего фонаря или же крепление колес.


workshop.jpg



Подводя итог этой статьи, хотим еще раз отметить, что не стоит бояться самостоятельного ремонта велосипеда: это навык, который может прийти не сразу, но он обязательно вам пригодится. Смотрите обучающие видео, читайте статьи, смотрите за работой мастеров, да и просто экспериментируйте.


Но для начала все таки взвесьте все за и против такого подхода — готовы ли вы остаться без двухколесного друга до момента, когда наконец после сборки велосипеда на полу не останется лишних деталей.



^ Наверх