Что делать, если Вы попали в ДТП?

Продолжаем публиковать ответы Александра Кожанова, руководителя проекта Велошкола. Что делать, если велосипедист попал в ДТП?

"Тема невесёлая, но вопрос задают нам постоянно, так что рассказать об этом надо.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию

Следовательно, у велосипеда (или его водителя) должен быть знак аварийной остановки. Очень весело, правда? Придётся импровизировать, если что. И аварийную сигнализацию тоже придётся найти - тут, правда, задний фонарик обычно вполне подходит, если в нём есть мерцающий режим.
"Не перемещать предметы" - важный пункт, если вы разбили велосипед, наехав на какую-нибудь гайку на дороге. Вызываете ГИБДД, регистрируете разбитый велик, подаёте иск против дорожных служб. Естественно, ваш велосипед должен быть оборудован всем необходимым, чтобы нехорошие дорожные службы не сказали, что вы не заметили гайку из-за отсутствующих дневных ходовых огней.

- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия

Сбили пешехода или человека, бодро вылезшего из машины (или из-за машины) вам под колёса - окажите первую помощь. Да-да, у вас должна быть аптечка - два бинта, пластырь, зелёнка, нашатырь. На самом деле, вещи полезные не только при ДТП. Правила оказания первой помощи преподают в школе, есть достаточно статей в Интернете, так что пересказывать не буду.

- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия

Тут всё понятно.

- сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Тоже вопросов нет.

Получается, если вы кого-то сбили, перво-наперво позаботьтесь о сбитом (неважно, был он прав или неправ), вызовите скорую и ГИБДД (именно в таком порядке - будет меньше вопросов к вам). Если пострадавшему совсем плохо, лучше не заниматься самодеятельностью, а расположить пострадавшего горизонтально (подложив под него одежду) и подождать медбригаду. После этого можете начать прикидывать, какие нарушения допущены вами и насколько они грубые, опрашивать свидетелей и собирать их телефонные номера. Лучше сказок не придумывать, гайцы не оценят.

А вот если сбили вас, порядок немного другой.
Во-первых, разлепите глаза (или даже не закрывайте их в полёте) и постарайтесь разглядеть и запомнить номер сбившего вас транспортного средства. Если вас сбил велосипед или лошадь (тоже бывает), не дайте нарушителю ни на секунду пропасть из вашего поля зрения. Зовите свидетелей.
Во-вторых, если подозреваете, что организм повредился, лучше сесть или даже лечь, как только вы увидите, что к вам направляются люди. Не позволяйте себя перетаскивать и ворочать, попросите людей спокойно постоять вокруг, обозначая место аварии. После адреналинового выброса свежие травмы начнут ощущаться через две-три минуты. Если ничего особого не ощущаете, всё равно не спешите: сотрясение почти наверняка есть (даже при езде в шлеме). Отсиделись, отлежались, не обнаружили критических повреждений - можно потихоньку начать разбирать ситуацию с другим участником ДТП, вызывать скорую (если надо; а надо при любой ссадине, ибо столбняк не дремлет, и при подозрениях на малейший сотряс) и гайцов. Хорошо вспомните, что происходило, что именно вы делали. Опросите свидетелей и запишите их номера. В любом случае, велосипедист обычно страдает больше всех, а при езде по правилам (световое-звуковое оборудование, исправные тормоза, жестикуляция, соблюдение предписаний дорожных знаков) максимум вырисовывается обоюдка. Это вам на руку.
Когда приедет машина ГИБДД, рассказываете всё, предоставляете, если вдруг оказалось возможным, записи с видеорегистраторов. Гаишники, в принципе, сами знают, как всё оформлять, и расскажут вам, как быть дальше. Одно "но" - если водитель начнёт отводить доблестных защитников правопорядка в сторону, пресекайте это на корню, привлекайте внимание свидетелей.
Если же травмы серьёзные, но вы не совсем в отключке, попросите свидетелей проконтролировать ситуацию и ложитесь отдыхать - вам сейчас лучше не дёргаться, а люди уже более-менее образованы в правовом плане, сами позаботятся обо всём.

И третья ситуация - если вы стали очевидцем ДТП. Не пожалейте своего времени, будьте свидетелем. Как велосипедист, вы наверняка хорошо оцениваете дорожную обстановку, внимательно следите за всеми другими участниками движения; значит, и свидетель из вас получится весьма ценный.

Вот так. Желаю всем внимательности и безаварийной езды."
^ Наверх