Как сподвигнуть людей ездить на работу на велосипеде? В Болгарии придумали интересное решение – там дважды в год проводится акция «На велике на работу».
(Автор картинки Andy Singer)
Обзор
Болгарская акция «На велике на работу» продвигает велосипед в качестве средства передвижения, вовлекая организации и просто людей в дружеское соревнование. Выигрывает тот, кто за 4-5 недель накатает больше всего километров на велосипеде (для компаний – силами сотрудников). Первый раз акция прошла в Будапеште в 2007 году как пилотный проект. Сегодня эта игра проводится на регулярной основе дважды в год – весной и осенью - во всех городах Болгарии и каждый раз вовлекает все больше участников (в 2011 году примерно 10 тысяч человек). Организаторами акции выступают Министерство окружающей среды и Болгарский клуб велосипедистов.
Предпосылки
Как и во многих постсоциалистических странах центральной и восточной Европы, перемещение на велосипедах в Болгарии было развито гораздо лучше до перестройки. В начале 90-х начала расти популярность автомобилей вместе с повышением цен на более распространенные виды транспорта, и велосипед как средство передвижения получил статус «транспорта для бедных».
В попытке восстановить статус велосипеда как популярного средства передвижения, болгарское правительство решило проводить акцию «На велике на работу» - дружеское соревнование среди жителей города и организаций.
Реализация
Акция «На велике на работу» в качестве организационной платформы использует веб-сайт (www.kamba.hu), где участники регистрируются и указывают название и адрес организации или учебного заведения, число работников (учащихся), и долю из них, которая регулярно перемещается на велосипеде. Участники также вводят персональные данные: среднее расстояние, которое они проезжают на велосипеде в день и вес – это нужно для автоматического расчета снижения выбросов в атмосферу.
Каждый раз, когда участник собирается ехать на велосипеде, он должен зайти на сайт и отметить это в своем «транспортном дневнике». Система записывает эти данные и автоматически подсчитывает длину проделанного пути, объем сэкономленных выбросов в атмосферу, экономию бензина и общий километраж, накатанный всей организацией или конкретным участником.
На сайте в режиме реального времени поддерживается рейтинг всех компаний и учебных заведений, принимающих участие в соревновании, сгруппированных по размеру.
Условия конкурса постоянно дополняются новыми пунктами, за которые можно получить экстра-баллы. В последних модификациях участники могли получить дополнительные очки, если отвозили детей в детский сад или школу на велосипеде, а также если ехали на велосипеде в рабочем костюме. Организации в рамках этого конкурса также любят устраивать соревнования между работниками.
При поддержке корпоративных спонсоров победителям в разных категориях вручаются призы – от корзин на руль до велосипедов. Остальные награждаются сертификатами участия и небольшими сувенирами – светоотражающими браслетами или чехлами на сиденье.
Чтобы создать должный интерес к событию, организаторы проводят связанные мероприятия, такие как вечеринка открытия и множественные велозавтраки, где участников угощают сладкими роллами и газировкой. Неотъемлемой частью каждого соревнования стала вечеринка закрытия, на которой выступают дружественные велодвижению артисты и музыканты.
Результаты
Первая акция «На велике на работу» прошла осенью 2007 года и привлекла 2,163 участника. Из раза в раз число участников неуклонно растет: 6,718 человек весной 2008 года, 8,016 осенью 2008, 22,000 весной 2009.
Как и рассчитывали организаторы, в соревнование удалось вовлечь множество людей, которые до этого не использовали велосипед в качестве средства передвижения. В акции весной 2009 года число таких участников составило 41%.
Осенью 2011 года организаторы акции столкнулись с серьезными финансовыми трудностями: основной источник финансирования – проект ЕС Lifecycle – прекратил свое существование. Тем не менее, организаторам удалось провести полноформатную, но менее масштабную акцию с большей поддержкой частных лиц и помощью волонтеров. Акция была обозначена как «На велике на работу. Минимал». Ей предшествовал флеш-моб, при помощи которого удалось привлечь внимание медиа. Не обошлось и без традиционных велозавтраков и призов финалистам. Основным спонсором выступили авиалинии KLM.
В этой сокращенной акции приняло участие 7,000 велосипедистов, проехав в общей сложности 1 миллион километров.
Перевод статьи с сайта www.eltis.org
(Автор картинки Andy Singer)
Обзор
Болгарская акция «На велике на работу» продвигает велосипед в качестве средства передвижения, вовлекая организации и просто людей в дружеское соревнование. Выигрывает тот, кто за 4-5 недель накатает больше всего километров на велосипеде (для компаний – силами сотрудников). Первый раз акция прошла в Будапеште в 2007 году как пилотный проект. Сегодня эта игра проводится на регулярной основе дважды в год – весной и осенью - во всех городах Болгарии и каждый раз вовлекает все больше участников (в 2011 году примерно 10 тысяч человек). Организаторами акции выступают Министерство окружающей среды и Болгарский клуб велосипедистов.
Предпосылки
Как и во многих постсоциалистических странах центральной и восточной Европы, перемещение на велосипедах в Болгарии было развито гораздо лучше до перестройки. В начале 90-х начала расти популярность автомобилей вместе с повышением цен на более распространенные виды транспорта, и велосипед как средство передвижения получил статус «транспорта для бедных».
В попытке восстановить статус велосипеда как популярного средства передвижения, болгарское правительство решило проводить акцию «На велике на работу» - дружеское соревнование среди жителей города и организаций.
Реализация
Акция «На велике на работу» в качестве организационной платформы использует веб-сайт (www.kamba.hu), где участники регистрируются и указывают название и адрес организации или учебного заведения, число работников (учащихся), и долю из них, которая регулярно перемещается на велосипеде. Участники также вводят персональные данные: среднее расстояние, которое они проезжают на велосипеде в день и вес – это нужно для автоматического расчета снижения выбросов в атмосферу.
Каждый раз, когда участник собирается ехать на велосипеде, он должен зайти на сайт и отметить это в своем «транспортном дневнике». Система записывает эти данные и автоматически подсчитывает длину проделанного пути, объем сэкономленных выбросов в атмосферу, экономию бензина и общий километраж, накатанный всей организацией или конкретным участником.
На сайте в режиме реального времени поддерживается рейтинг всех компаний и учебных заведений, принимающих участие в соревновании, сгруппированных по размеру.
Условия конкурса постоянно дополняются новыми пунктами, за которые можно получить экстра-баллы. В последних модификациях участники могли получить дополнительные очки, если отвозили детей в детский сад или школу на велосипеде, а также если ехали на велосипеде в рабочем костюме. Организации в рамках этого конкурса также любят устраивать соревнования между работниками.
При поддержке корпоративных спонсоров победителям в разных категориях вручаются призы – от корзин на руль до велосипедов. Остальные награждаются сертификатами участия и небольшими сувенирами – светоотражающими браслетами или чехлами на сиденье.
Чтобы создать должный интерес к событию, организаторы проводят связанные мероприятия, такие как вечеринка открытия и множественные велозавтраки, где участников угощают сладкими роллами и газировкой. Неотъемлемой частью каждого соревнования стала вечеринка закрытия, на которой выступают дружественные велодвижению артисты и музыканты.
Результаты
Первая акция «На велике на работу» прошла осенью 2007 года и привлекла 2,163 участника. Из раза в раз число участников неуклонно растет: 6,718 человек весной 2008 года, 8,016 осенью 2008, 22,000 весной 2009.
Как и рассчитывали организаторы, в соревнование удалось вовлечь множество людей, которые до этого не использовали велосипед в качестве средства передвижения. В акции весной 2009 года число таких участников составило 41%.
Осенью 2011 года организаторы акции столкнулись с серьезными финансовыми трудностями: основной источник финансирования – проект ЕС Lifecycle – прекратил свое существование. Тем не менее, организаторам удалось провести полноформатную, но менее масштабную акцию с большей поддержкой частных лиц и помощью волонтеров. Акция была обозначена как «На велике на работу. Минимал». Ей предшествовал флеш-моб, при помощи которого удалось привлечь внимание медиа. Не обошлось и без традиционных велозавтраков и призов финалистам. Основным спонсором выступили авиалинии KLM.
В этой сокращенной акции приняло участие 7,000 велосипедистов, проехав в общей сложности 1 миллион километров.
Перевод статьи с сайта www.eltis.org